Ограниченный доступ по приглашениям, доступность только на устройствах Apple и вовлечение знаменитостей мирового уровня — все эти факторы породили взрывной рост популярности Clubhouse в начале 2021 года. Оценка приложения взлетела подобно ракете: если в мае 2020 года материнская компания Clubhouse была оценена в $ 100 млн, то в январе 2021 года компания была оценена в сакральный $ 1 миллиард.
Что привлекает в Clubhouse? Альтернативой каким традиционным инструментам и форматам он может стать? Чего опасаются пользователи и сколько, на их взгляд, продлится хайп вокруг Clubhouse?
Для ответов на эти вопросы мы в MINDSMITH совместно с компанией Sensemakers опросили более 550 человек, а затем пообщались с рядом самых разных экспертов: бизнесменов, экономистов, социологов и психологов.
Чтобы скачать отчет, пожалуйста, заполните форму. Отчет будет направлен на указанный адрес электронной почты.
ИССЛЕДОВАНИЕ // 2021
Исследование Clubhouse 2021: кто и как в клубном домике живет
Чтобы скачать отчет, пожалуйста, заполните форму. Отчет будет направлен на указанный адрес электронной почты.
Чтобы скачать отчет, пожалуйста, заполните форму. Отчет будет направлен на указанный адрес электронной почты.
67% пользователей Clubhouse считают, что популярность приложения продлится меньше 6 месяцев. Основная причина падения популярности — снижение качества контента и потеря ощущения эксклюзивности.
Самая обширная и одновременно наиболее разочаровавшаяся аудитория Clubhouse — топ-менеджеры и руководители компаний. Активнее всего используют приложение предприниматели — 35% представителей данной аудитории проводят в приложении более получаса, в то время как лишь 23% руководителей поступают так же.
1. Руководители попробовали и разочаровались, а предприниматели активно изучают новый формат
Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов лидеры, руководители и предприниматели, доминирующей причиной интереса к Clubhouse стала возможность не высказаться, а послушать экспертов. В контексте профессионального распределения, руководители и топ-менеджмент среагировали на знаменитостей (72%) и недоступную экспертизу (32%). Предприниматели и представители творческих профессий, напротив, увидели в приложении возможность для неформального общения, продвижения и взаимодействия с иностранной аудиторией.
2. Аудитория пришла послушать знаменитостей, а пообщаться остались предприниматели и представители творческих профессий
Хотя 67% опрошенных сходятся во мнении, что популярность и хайп вокруг Clubhouse продлится до 6 месяцев, тем не менее, треть респондентов ожидают, что и через год о приложении будут активно говорить. Аудитория «фанатов» Clubhouse на 46% состоит из предпринимателей, в то время как лишь 28% руководителей и 26% офисных служащих согласились с данным утверждением.
Причинами падения популярности Clubhouse на горизонте 6 месяцев называются снижение качества контента вслед за расширением аудитории и пропажу ощущения эксклюзивности. Лишь 12% пользователей посчитали, что популярность приложения не упадет.
3. Популярность Clubhouse может закончиться уже к лету, особенно, если упадет качество контента и пропадет ощущение эксклюзивности
Для большинства аудитории — руководителей и представителей старшей возрастной категории — ключевое недовольство связано с низким качеством выступающих и модерации. Эта проблема и стала наиболее вероятной причиной отказа пользователей от приложения: малоактивные пользователи чаще всего называли среди опасений проблему низкого качества выступающих спикеров и модераторов комнат. Однако для большинства «фанатов» Clubhouse (32%) основной причиной беспокойства стало непонимание того, как монетизировать приложение. Лишь 19% пользователей обеспокоились проблемами кибербезопасности и утечки данных, 10% — невозможностью пресечения записи выступления и только 5% опасаются подлога личности.
4. Наиболее активную часть пользователей беспокоит низкое качество контента и непонимание способов монетизации приложения. Проблемы кибербезопасности волнуют только каждого пятого
5. Большинство готово слушать, но не готово создавать контент. Активное меньшинство широко рассматривает возможные сценарии применения Clubhouse в бизнесе, но консенсус все еще не найден
53% опрошенных увидели в Clubhouse альтернативу радиостанциям и подкастам, а 45% — онлайн-конференциям. Однако если подавляющее большинство наименее активной аудитории (64%) рассматривают Clubhouse как возможность отвлечься и коротко послушать экспертов, «фанаты» приложения смотрят на возможные сферы применения Clubhouse гораздо шире. Хотя вариант альтернативы радио (57%) и онлайн-конференциям (52%) для данной группы все еще превалирует, около четверти активных пользователей рассматривают Clubhouse как замену бизнес-мероприятиям, PR-службам и агентствам по развитию личного бренда, и даже офлайн-конференциям. Примечательно, что меньше всего рассматривают приложение как платформу для корпоративного взаимодействия сотрудников именно офисные служащие и менеджеры.
Недавний пример блокировки аккаунта бывшего президента страны крупнейшей социальной сетью наглядно демонстрирует, что новые медиа играют новые роли, которые требуют осмысления и взвешенной реакции. Рост популярности Clubhouse будет сопровождаться вызовами в области кибербезопасности, вопросами к модерации контента и пользователей. Потребуются инструменты для фактчекинга, противодействия манипуляциям и краже личности, причем такие, которые способны обеспечить свободу слова и быть устойчивыми к проявлениям цензуры.
Авторы и методология
Компания Sensemakers при поддержке технологического аналитического центра MINDSMITH и социологической службы Social Business Group провела опрос в рамках исследования аудитории приложения Clubhouse.
Опрос проводился по онлайн-анкете русскоговорящей аудитории Clubhouse. Сбор данных проходил с 23 по 27 февраля 2021 года. Приняли участие в исследовании 565 человек. Опрос не претендует на репрезентативность. Выборка формировалась методом «снежного кома». Основной задачей при ее реализации стала максимально возможная диверсификация «точек входа» для рекрутирования респондентов. Для этого ссылка на опрос распространялась как в тематических сообществах существующих социальных сетей, а также с помощью рассылки по электронной почте по базам контактов трех организаций — инициаторов проекта.
MINDSMITH основана в 2018 году в формате технологического аналитического центра. Компания специализируется на проведении исследований, образовательных интенсивов и стратегическом консалтинге в области высоких технологий.
Sensemakers — международная команда экспертов, главной задачей которой является помощь компаниям в поддержании и улучшении их организационного здоровья. Цель — объединить компании в любой точке мира с лучшими тренерами, коучами и консультантами, которые дают импульс к трансформации для достижения новых осознанных побед.
Социологическая служба Social Business Group проводит исследования на стыке социологии интернета, взаимодействие локальных групп, НКО, бизнеса и государства в решении актуальных социальных проблем. Команда SBG предоставляет экспертные услуги по оценке результатов исследований, аудита методических решений, а также помощи в планировании, подбору методических решений и проведении исследований.
MINDSMITH фокусируется на комплексных исследованиях, интенсивных тренингах и стратегическом консалтинге в области высоких технологий.
Мы говорим на языках бизнеса и технологий. И умеем переводить с одного на другой. Так мы решаем самые сложные головоломки. Собственный отдел аналитики и доступ к необходимой экспертизе по всему миру для индивидуальных решений в каждом конкретном случае.