От кибербуллинга страдают не только дети, но и взрослые. Институт имени Алана Тьюринга в августе представил результаты исследования о кибербуллинге футболистов английской Премьер-лиги в социальных сетях. Эксперты рассмотрели более 2,3 млн сообщений, адресованных спортсменам за первые пять месяцев сезона 2021−2022 годов. Выяснилось, что игроки ежедневно получают более 300 оскорбительных посланий. Чаще всего агрессоры обращают внимание на национальность, расовую принадлежность и проявления сексуальности.
Владислав Архипов отмечает, что дети порой более защищены от кибербуллинга. Выросшие в цифровой среде, они могут быть менее чувствительны к обидным комментариям и выработать своеобразный иммунитет к агрессии.
В силу природы интернета реальными возможностями ограничивать кибербуллинг обладают платформы, от которых ждут инструментов быстрого реагирования на какие-либо формы травли, говорит эксперт Dentons. Руслан Юсуфов, в свою очередь, пояснил, что технологические решения по защите детей обычно внедряются волнами.
По словам эксперта, когда происходит инцидент, это становится точкой притяжения общественного внимания, после чего компания предпринимает действия по защите от подобных угроз.
Летом 2022 года было представлено
исследование о киберрисках и противостоящих им IT-решениях. Авторами проекта выступили MINDSMITH, «Ростелеком» и Альянс по защите детей в цифровой среде.
Технологические кейсы объединены в кластеры, один из них — предиктивная аналитика. Этот метод позволяет с помощью ИИ прогнозировать и выявлять на ранней стадии онлайн-риски различного характера и ранжировать их в соответствии с возрастными группами детей, их пользовательскими привычками.
Руслан Юсуфов говорит, что акцент ставится именно на это умное направление. Решения на базе ИИ анализируют внушительные массивы данных для разных целей: от обнаружения противоправного контента до идентификации злоумышленников через паттерны поведения в онлайн-переписке. Также появляются сервисы для автоматизации модерации: они позволяют сократить вероятность ошибок, вызванных человеческим фактором.
Эксперт подчеркнул, что крупные компании зачастую внедряют такие разработки по собственной инициативе, и в большинстве случаев подобные решения не являются прибыльными, за исключением специализированных сервисов.
В исследовании указан ряд передовых IT-кейсов против онлайн-рисков, в том числе кибербуллинга:
— PrevBOT, который помогает полиции в выявлении злоумышленников в чатах, мессенджерах и социальных сетях. Бот считывает чужие переписки и записывает их, а также может имитировать общение ребенка, что позволяет обнаружить злоумышленников.
— Детская соцсеть GromSocial при активации записывает к ребенку в друзья 17 мультипликационных персонажей, за которыми стоят модераторы, готовые помочь по любым вопросам.
В России немало решений, способных обезопасить детей и родителей от киберугроз, пояснили в Альянсе. Такие кейсы имеются у операторов связи, IT-компаний и производителей контента. Например, специальные детские тарифы, ТВ-пакеты с детской тематикой, функции и программы родительского контроля, мониторинга для выявления и удаления нежелательного контента.
Эти решения нивелируют основные из 23 существующих киберрисков, описанных в исследовании. Не менее важно предотвратить 10 новых, с которыми можно будет столкнуться в ближайшем будущем, подчеркнули в Альянсе.
Угрозы в киберпространстве трансформируются под воздействием технологических трендов, констатирует Руслан Юсуфов. По его словам, в числе новых рисков — метавселенные, для которых понадобятся новые подходы к защите.