О нас в СМИ

Голосовая эйфория // Коммерсантъ

Голосовая эйфория // Коммерсантъ
28 апреля 2021 года
Социальная сеть
Социальная сеть
Первое интервью Олега Тинькова после долгого перерыва и возможность задать вопросы героине резонансного расследования — это смогло дать аудитории приложение Clubhouse, которое сейчас оценивают в сотни миллионов долларов. SR разбирался, что стало с ажиотажем вокруг социальной сети и сможет ли она стать вторым TikTok.

С начала февраля на Facebook начали массово появляться сообщения с просьбами выслать инвайт или предложением его получить. Тогда далеко не всем было понятно, что речь идет о новой социальной сети Clubhouse, которая получила моментальную популярность из-за одного твита Илона Маска, анонсировавшего там комнату со своим участием.

Социальную сеть запустили значительно раньше, чем она стала известной: весной 2020 года ее создали бывшие сотрудники Google и выпускники Стэнфорда — Пол Дэвисон и Роган Сэт. Уже к началу 2021 года приложение оценивалось в миллиард долларов. В России инвайты стали ходовым товаром на «Авито», после чего сервис запретил их продавать.

Clubhouse — это своеобразный гибрид голосовых сообщений и подкастов. Каждый пользователь в нем может создать открытую или закрытую комнату, где участники будут общаться только голосом. Можно быть пассивным слушателем, а можно «поднять руку» и получить шанс задать вопрос или поучаствовать в дискуссии, если модераторы комнаты «подняли» вас в спикеры.

Первыми пользователями Clubhouse были жители Кремниевой долины, поэтому предпринимательство и стартапы какое-то время были основными темами в голосовой сети. Но российский Clubhouse получил несколько иное развитие. Его основными участниками в первое время были эксперты, которые создавали комнаты по интересам и по большей части делились внутренними инсайтами отдельной профессии. Были и «молчаливые» комнаты для «людей с интересным био» — по описанию профиля в таких беседах искали единомышленников или просто тех, чей контакт мог бы пригодиться в будущем.

Эксперт по корпоративным коммуникациям, организатор петербургской PR-премии LOUD Ксения Тиханкина рассказывает, что в первое время ее мотивацией зарегистрироваться в Clubhouse была возможность пообщаться с известными предпринимателями или селебрити.
«Вторым важным моментом была возможность быстро собрать аудиторию для своей группы или комнаты. Так как все было в новинку, то все добавлялись в друзья ко всем. Казалось, что там новые люди, новые возможности, поэтому была атмосфера открытости и поддержки», — говорит она.
По результатам исследования Sensemakers и MINDSMITH, основу русскоговорящей аудитории Clubhouse составили лидеры, руководители и предприниматели (62%). Главной причиной успеха приложения стала возможность послушать знаменитостей и людей, которые редко выступают на публике, подтверждают слова госпожи Тиханкиной результаты опроса.

Наравне с экспертным контентом в соцсети стал развиваться жанр интервью. Например, первый за долгое время публичный разговор с Олегом Тиньковым состоялся именно в Clubhouse. Одной из самых популярных комнат в феврале там стала «Кто такой и зачем нужен…». У нее было около 15 модераторов, среди которых — блогеры Ксения Дукалис и Анатолий Капустин. В комнате регулярно проводили эфиры, где разговаривали с известными людьми из разных сфер: Анастасией Ивлеевой, Александром Цыпкиным, Даней Милохиным, Леонидом Парфеновым.

На пике популярности в российский Clubhouse пришли не только эксперты, устраивающие профильные дискуссии и занимающиеся нетворкингом. В середине февраля Луиза Розова, которую издание «Проект» называло третьей дочерью президента России Владимира Путина, вышла в Clubhouse со своими друзьями. Через некоторое время к ним подключился журналист Андрей Захаров — один из авторов вышедшего на «Проекте» расследования — и взял у Луизы Розовой короткое интервью, состоящее из четырех вопросов, после чего журналиста удалили из комнаты. Формат беседы и сам факт ее существования стали возможны лишь благодаря Clubhouse: сложно представить обстоятельства, в которых Андрей Захаров смог бы задать девушке такие же вопросы.

Учитывая динамичное развитие новой соцсети, бизнес в России сориентировался довольно быстро.
«Clubhouse является прежде всего отличным PR-инструментом. Это связано с тем, что на этапе старта продукт на своей платформе собрал наиболее проактивных представителей IT и медиаиндустрии. По той же причине, помимо традиционного пиара, Clubhouse активно использовался для прокачки HR-бренда: хедхантеры до сих пор отслеживают комнаты, которые потенциально могут приманить востребованных на рынке специалистов», — говорит эксперт в области монетизации и развития digital-медиа Екатерина Ковалева.
По разным данным, стоимость создания и модерирования комнаты в Clubhouse может достигать нескольких сотен тысяч рублей.
«Некоторые PR-агентства организовывали комнаты, которые были частью кампаний по формированию личного бренда конкретных топ-менеджеров и предпринимателей. Несмотря на то, что в абсолютных цифрах охват не очень большой, на данный момент аудитория Clubhouse максимально заряженная и показывает отличную вовлеченность, — отмечает госпожа Ковалева.— По моим данным, стоимость организации подобных комнат может составлять 200−500 тыс. рублей».
Активно выходить на платформу стали и крупные игроки.
«Эксперты Банка России использовали ее для обсуждения аспектов внедрения цифрового рубля, „Сбер“ провел онлайн-собеседование с кандидатами на должность пиарщика, а авиакомпания S7 даже организовала комнату для скучающих по путешествиям — с гулом двигателей самолета и пилотом в числе спикеров, — вспоминает управляющий партнер MINDSMITH Руслан Юсуфов.— Со временем в Clubhouse пришли и деньги компаний: в марте Askona подписала контракт на генеральное спонсорство комнаты Clubhouse Night Show, разыгрывая сертификаты на товары бренда ежедневно на 25 тыс. рублей и еженедельно — на 250 тыс., а отдельные компании платили блогерам и ведущим от 30 до 300 тыс. рублей за час модерирования комнаты».
В разговоре с SR многие эксперты отмечали разницу между зарубежной и российской аудиторией популярного приложения.
«Если в американских комнатах больше говорят про экспертизу, инструменты, про поиски решения, то у нас это чаще похоже на ярмарку тщеславия. В большей степени эта соцсеть была воспринята как возможность продвигать себя, личный бренд, бренд компании, а не как продвижение экспертизы и знаний ученых и программистов. Ну и ученые у нас особенно не выходят „в свет“, за них в основном это делают отделы продвижений. Это отдельный вопрос, почему у нас так много фотографов, дизайнеров, интернет-маркетологов, астрологов и психологов, но при этом качественный паблик крутого ученого или толковый Instagram программиста не найти», — делится наблюдениями Ксения Тиханкина.
Очередной всплеск популярности Clubhouse большинство экспертов прогнозирует на момент, когда он станет доступен для загрузки на Android: аудитория приложения может вырасти на 40%.
«Но к тому времени многие „старожилы“ уже перестанут активно генерить классический аудиоконтент и станут более оригинальными, начнут осваивать новые жанры. Уже сейчас видно, как меняется характер наиболее востребованной у слушателей информации — от информационного к дискуссионному, от доминирования эксперта в пользу пользовательского контента: кейсы, вопросы, боли, страхи, опыт», — прогнозирует Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket, агентства по управлению продажами на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет».
Чтобы привлечь внимание к себе и своему бренду в Clubhouse, говорит он, бизнесу уже сейчас нужно устраивать интересные для пользователей коллаборации, делиться лайфхаками и скидками со слушателями, анонсировать серии выступлений, формировать собственные новостные дайджесты в рамках своей отрасли, устраивать викторины, аудиобаттлы с оппонентами, выводить в эфир репортажи с мероприятий: будущее — за интерактивными форматами взаимодействия с аудиторией.
Источник: Коммерсантъ
О нас в СМИ