Попытки снятия завесы с алгоритмов на интернет-площадках предпринимаются сегодня во многих юрисдикциях. Европейский парламент одобрил закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) в мае 2022 года.
Документ предусматривает новые обязательства. Во-первых, DSA потребует, чтобы онлайн-платформы раз в год проходили аудит, дабы оценит степень риска их алгоритмов для граждан.
Во-вторых, игрокам придется предоставлять более четкую информацию о модерации контента или использовании инструментов для его рекомендации. Могут быть запрещены определенные виды таргетированной рекламы — например, адресованной детям или основанной на конфиденциальных данных.
В свою очередь, правительство Великобритании в июле объявило, что будет придерживаться более гибких подходов в сфере регулирования ИИ и рекомендательных алгоритмов, чем те, что обсуждаются в Европарламенте. «Если европейские чиновники планируют классифицировать технологии ИИ по степени риска: чем она выше, тем жестче будет контроль — вплоть до запрета, то британцы хотят уйти от общего подхода в сторону индивидуального и дать компаниям возможность доказать регулятору безопасность того или иного решения», — пояснил Антон Горелкин.
А вот регулирующие органы в США пытаются влиять на политику платформ. Расследование о возможном применении Amazon темных паттернов — сбивающих с толку интерфейсов в рекламных акциях сервиса Prime — в августе возобновила Федеральная торговая комиссия США. За предполагаемое использование Google темных паттернов в 2022 году был подан иск в американский суд. И вместе с тем в августе законодатели Калифорнии отклонили законопроект, который позволил бы правительству подавать в суд на соцсети и взимать штрафы, например, за рекомендательные механизмы, которые наносят вред детям.
Заставить японские крупные интернет-платформы раскрывать информацию о работе алгоритмов может решение суда Токио, вынесенное по антимонопольному иску против платформы для размещения отзывов Kakaku.com. Сеть ресторанов Hanryumura обвинила площадку в нанесении ущерба продажам путем изменения способа подсчета оценок пользователей.
У большинства соцсетей есть механизм тонкой настройки предпочтений: алгоритмы автоматически подстраиваются под желания, которые, в свою очередь, зависят от поведения пользователей, объясняет Руслан Юсуфов. Он считает, что взаимодействие с умными рекомендательными системами, которые закрывают нас в «информационных пузырях», — это отдельный навык, который нужно развивать с детства.