Цифровые валюты центральных банков в BRICS
Оценка оценка степени зрелости проектов CBDC в странах BRICS, а также создание единого источника знаний по теме сложившихся практик. Мы постарались разобраться в том, как каждая из стран проводит реализацию своих проектов, кого привлекает к ним, в каких целях собирается внедрять CBDC. Для оценки зрелости жизненный цикл проектов CBDC был разделен на пять стадий: анонс, исследование, прототип, пилот, масштабирование.

Ключевые выводы
Текущий контекст
В ходе работы мы наблюдали ускорение динамики развития проектов CBDC отдельных стран и кооперации BRICS в этой области.
К моменту выпуска этого отчета Совет Федерации одобрил закон о цифровом рубле, а страны BRICS выразили коллективное намерение запустить общую торговую валюту. Анализ зарубежного опыта — источник ценных данных, которые помогут уточнить перспективы развития CBDC в BRICS, позволят цифровому рублю избежать проблем, с которыми столкнулись другие валюты, а также дадут возможность бизнесу и физическим лицам заранее подготовиться к изменениям в национальных и международных денежных системах.
Концепция цифровых валют не нова для экономики.
В Финляндии еще в 1993 году был запущен проект Avant: населению предлагались карты с чипами, на которых можно было хранить цифровую форму валюты. Из-за неудобства использования и высоких комиссий карта так и не прижилась у потребителей и бизнеса. Другой примечательный пример — проект центрального банка Эквадора: в 2014 году жителям было предложено открывать идентифицированные счета и конвертировать деньги между долларами США (принятыми в качестве законного платежного средства еще в 2000 году) и цифровым токеном через мобильное приложение. Правительство Эквадора настаивало на данной инициативе, поскольку она могла бы сэкономить около 3 млн долларов США на стоимости замены старых банкнот новыми. Однако инициатива оказалась неудачной из-за ограниченного числа пользователей и низкого интереса со стороны населения, и учетные записи были деактивированы в 2017 году. Помимо прочего, это отразило и тот факт, что многие граждане доверяли доллару США больше, чем новому цифровому токену.
Девять из десяти центральных банков различных государств исследуют, проектируют или уже внедряют CBDC.
Тем не менее, до полноценного внедрения добрались немногие: например, Ямайка (JAM-DEX), Багамские острова (Sand Dollar) или Нигерия (e-Naira). Инициативы многих стран мира уже находятся на стадиях пилотного запуска или тестирования, и их результаты нередко находятся в открытом доступе. Все члены BRICS на данный момент имеют проекты в этой области на разных стадиях развития, с разными предназначениями и подходом к реализации.
Выводы исследования
-
Проекты CBDC в странах BRICS находятся как минимум на стадии прототипа, некоторые достигли этапа пилота. Также все страны BRICS либо ведут исследования в области розничных CBDC, предназначенных для пользования физическими лицами, либо разрабатывают именно их.
-
CBDC не всегда выигрывают в конкуренции у коммерческих решений, несмотря на низкие комиссии, высокую скорость и надежность операций. Тем не менее, банкам и иным финансовым организациям придется учитывать изменения в конкуренции на рынке платежей и переводов и адаптировать свою бизнес-модель соответственно популярности и функционалу CBDC.
-
Все центральные банки BRICS планируют или уже реализуют смарт-контракты на базе своих платформ. Одними из главных преимуществ внедрения смарт-контрактов являются автоматизация регуляторных механизмов и ускорение документооборота.
-
Возможности для запуска стартапов зависят от политики центрального банка, разрабатывающего цифровую версию валюты. В тех странах BRICS, где банк ведет закрытую политику, венчурному капиталу придется найти модель взаимодействий, которая будет подразумевать доступ к платформе либо через банки, либо через разработки для государства.
-
Среди членов BRICS наблюдается высокий интерес к трансграничным платежам. Вполне возможно, что на горизонте 5 лет произойдет интеграция стран-партнеров и стран-соседей в экономические и финансовые системы альянса, базирующиеся на проектах CBDC. Этому будет предшествовать трудоемкий процесс согласования договоренностей, адаптация монетарной политики и нормативного регулирования, доработка технических систем.
-
Третья форма рубля может иметь ограниченный эффект на смягчение негативных последствий от санкций: устоявшиеся практики обхода санкций подразумевают использование непрозрачных инструментов.
-
Образовательная программа для населения — одна из важных сфер реализации розничных проектов CBDC. Активная работа в этом направлении необходима для популяризации цифровой валюты, а также для купирования репутационных издержек, связанных с неотвратимым появлением новых мошеннических схем.
-
Стандартизация CBDC невозможна, а синхронизация разработки — маловероятна. Каждая валюта проектируется и реализуется исходя из нужд конкретного государства и имеет свои собственные задачи. Поэтому скопировать решения в этой области представляется затруднительным, но можно учиться на опыте партнеров и адаптировать его под реалии той или иной страны.
-
Появление единой валюты BRICS, обеспеченной золотом, может смягчить санкции, а также снизить зависимость мировой торговли и глобальной финансовой системы от доллара.
-
Активная работа по адаптации CBDC в стадии пилота — важнейший компонент успеха проекта. Именно в ходе пилота выявляются проблемы с концепцией и актуальностью конкретной цифровой валюты в контексте той или иной страны.
Как проводилось исследование?
Кабинетное исследование
В ходе исследования были выполнены следующие задачи: осуществлен анализ опыта проектов CBDC в BRICS и мире, сформулированы гипотезы о дальнейшем развитии проектов, составлены досье проектов CBDC стран BRICS. Для оценки зрелости жизненный цикл проектов CBDC был разделен на пять стадий: анонс, исследование, прототип, пилот, масштабирование. Переход от ранних стадий к более поздним определялся по ключевым событиям в их развитии.
Интервью с экспертами
Для валидации выработанных в ходе исследования гипотез было проведено 16 экспертных интервью. Экспертами в ходе исследования выступали специалисты по финансовым технологиям, специалисты в области экономики и финансов, научные сотрудники государственных учреждений, лидеры мнений из профильных государственных и общественных организаций.