Исследование Clubhouse 2021: кто и как в клубном домике живет

Анализ феномена Clubhouse, опасения пользователей и долгосрочные перспективы подобных социальных моделей. Ограниченный доступ по приглашениям, доступность только на устройствах Apple и вовлечение знаменитостей мирового уровня — все эти факторы породили взрывной рост популярности Clubhouse в начале 2021 года. Оценка приложения взлетела подобно ракете: если в мае 2020 года материнская компания Clubhouse была оценена в $ 100 млн, то в январе 2021 года компания была оценена в сакральный $ 1 миллиард. Что привлекает в Clubhouse? Альтернативой каким традиционным инструментам и форматам он может стать? Чего опасаются пользователи и сколько, на их взгляд, продлится хайп вокруг Clubhouse?

Исследование Clubhouse 2021: кто и как в клубном домике живет
Новые роли новых медиа требуют осмысления. Недавний пример блокировки аккаунта бывшего президента страны крупнейшей социальной сетью наглядно демонстрирует, что новые медиа играют новые роли, которые требуют осмысления и взвешенной реакции. Рост популярности Clubhouse будет сопровождаться вызовами в области кибербезопасности, вопросами к модерации контента и пользователей. Потребуются инструменты для фактчекинга, противодействия манипуляциям и краже личности, причем такие, которые способны обеспечить свободу слова и быть устойчивыми к проявлениям цензуры.
Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH

Ключевые выводы

Опасение пользователей и долгосрочные перспективы подобных социальных моделей.

67% пользователей Clubhouse считают, что популярность приложения продлится меньше 6 месяцев. Основная причина падения популярности — снижение качества контента и потеря ощущения эксклюзивности.

Сколько продлится популярность и хайп вокруг Clubhouse?
Сколько продлится популярность и хайп вокруг Clubhouse?

1. Руководители попробовали и разочаровались, а предприниматели активно изучают новый формат.

Самая обширная и одновременно наиболее разочаровавшаяся аудитория Clubhouse — топ-менеджеры и руководители компаний. Активнее всего используют приложение предприниматели — 35% представителей данной аудитории проводят в приложении более получаса, в то время как лишь 23% руководителей поступают так же.

2. Аудитория пришла послушать знаменитостей, а пообщаться остались предприниматели и представители творческих профессий.

Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов лидеры, руководители и предприниматели, доминирующей причиной интереса к Clubhouse стала возможность не высказаться, а послушать экспертов. В контексте профессионального распределения, руководители и топ-менеджмент среагировали на знаменитостей (72%) и недоступную экспертизу (32%). Предприниматели и представители творческих профессий, напротив, увидели в приложении возможность для неформального общения, продвижения и взаимодействия с иностранной аудиторией.

3. Популярность Clubhouse может закончиться уже к лету, особенно, если упадет качество контента и пропадет ощущение эксклюзивности.

Хотя 67% опрошенных сходятся во мнении, что популярность и хайп вокруг Clubhouse продлится до 6 месяцев, тем не менее, треть респондентов ожидают, что и через год о приложении будут активно говорить. Аудитория «фанатов» Clubhouse на 46% состоит из предпринимателей, в то время как лишь 28% руководителей и 26% офисных служащих согласились с данным утверждением.

Причинами падения популярности Clubhouse на горизонте 6 месяцев называются снижение качества контента вслед за расширением аудитории и пропажу ощущения эксклюзивности. Лишь 12% пользователей посчитали, что популярность приложения не упадет.

4. Наиболее активную часть пользователей беспокоит низкое качество контента и непонимание способов монетизации приложения. Проблемы кибербезопасности волнуют только каждого пятого.

Для большинства аудитории — руководителей и представителей старшей возрастной категории — ключевое недовольство связано с низким качеством выступающих и модерации. Эта проблема и стала наиболее вероятной причиной отказа пользователей от приложения: малоактивные пользователи чаще всего называли среди опасений проблему низкого качества выступающих спикеров и модераторов комнат. Однако для большинства «фанатов» Clubhouse (32%) основной причиной беспокойства стало непонимание того, как монетизировать приложение. Лишь 19% пользователей обеспокоились проблемами кибербезопасности и утечки данных, 10% — невозможностью пресечения записи выступления и только 5% опасаются подлога личности.

5. Большинство готово слушать, но не готово создавать контент. Активное меньшинство широко рассматривает возможные сценарии применения Clubhouse в бизнесе, но консенсус все еще не найден.

53% опрошенных увидели в Clubhouse альтернативу радиостанциям и подкастам, а 45% — онлайн-конференциям. Однако если подавляющее большинство наименее активной аудитории (64%) рассматривают Clubhouse как возможность отвлечься и коротко послушать экспертов, «фанаты» приложения смотрят на возможные сферы применения Clubhouse гораздо шире. Хотя вариант альтернативы радио (57%) и онлайн-конференциям (52%) для данной группы все еще превалирует, около четверти активных пользователей рассматривают Clubhouse как замену бизнес-мероприятиям, PR-службам и агентствам по развитию личного бренда, и даже офлайн-конференциям. Примечательно, что меньше всего рассматривают приложение как платформу для корпоративного взаимодействия сотрудников именно офисные служащие и менеджеры.
Clubhouse является, в первую очередь, инструментом, все возможности которого мы, как пользователи, еще не до конца осознали. Новые функции и сценарии применения появляются практически каждый день, а большинство авторов контента еще либо не распробовали приложение на вкус, либо даже не успели протестировать Clubhouse. В этом и заключается одна из основных проблем Clubhouse: в приложении еще не набралась критическая масса авторов контента, которым есть что сказать и, главное, которых было бы интересно слушать.
Гор Нахапетян
Сооснователь, Sensemakers

Как проводилось исследование?

Цель исследования

Описать первые впечатления русскоговорящих пользователей Clubhouse об этом приложении, а также оценить перспективы его популярности.

Задачи исследования

Описать социально-демографический портрет русскоговорящей аудитории Clubhouse. Собрать суждения пользователей о причинах роста и возможного падения популярности Clubhouse. Выяснить, есть ли какие-то опасения относительно приложения. Изучить намерения использовать и возможные сценарии применения в бизнесе.

Метод сбора данных

Опрос по онлайн-анкете русскоговорящей аудитории Clubhouse. Сбор данных проходил с 23 по 27 февраля 2021 года. В исследовании приняли участие 565 человек.

Выборка

Опрос не претендует на репрезентативность. Выборка формировалась методом «снежного кома». Основной задачей при ее реализации стала максимально возможная диверсификация «точек входа» для рекрутирования респондентов. Ссылка на опрос распространялась как в тематических сообществах существующих социальных сетей, так и с помощью рассылки по электронной почте по базам контактов трех организаций – инициаторов проекта.

Авторы

Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH
Гор Нахапетян
Сооснователь, Sensemakers
Оксана Разумова
Сооснователь, Sensemakers
Виктория Михайлова
Сооснователь, Sensemakers
Иван Климов
Управляющий партнер Social Business Group, к.соц.н., доцент факультета социальных наук, НИУ ВШЭ
Глеб Борисов
Главный аналитик, MINDSMITH

При поддержке