Будущее недвижимости в постковидном мире

Пандемия, вызванная COVID-19, стала уникальным событием, повлиявшим на каждого жителя планеты. В контексте бизнеса она создала ситуацию неопределенности Найта, подорвав уверенность в будущем спросе и популярности не просто отдельных торговых площадей, офисных зданий, квартир и других объектов недвижимости, но и целых типов и видов строений. Данное исследование призвано выявить порожденные COVID-19 долгосрочные тенденции на рынке недвижимости и определить степень их влияния на подсегменты рынка.

Будущее недвижимости в постковидном мире
«Пандемия изменила все» — эта максима применима к рынку недвижимости на 100%. У людей не выросла третья рука, они не переместились из домов в норы. Однако полугодовая самоизоляция в сочетании с ограничениями для розничного бизнеса привели к полному переосмыслению требований к недвижимости. «Мы поняли, что невозможное возможно», — говорят участники рынка. Возможна полная остановка перемещения людей между странами и даже регионами в масштабах всей планеты. Возможен перевод 100% сотрудников офиса на удаленную работу. Возможно мгновенное закрытие всех общественных пространств на неопределенный срок. Не исключено введение «паспортов здоровья» и социальных грейдов, которые станут основой для недопуска в помещения. Об этом написано уже десятки и сотни раз. Мы предприняли попытку посмотреть за горизонт и сделать практические выводы из произошедшего, показать бизнес-возможности, которые сформировал коронакризис и которые будут актуальны в ближайшие 5-7 лет.
Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH

Ключевые выводы

15 трендов и 3 тенденции

В результате пандемии COVID-19 большинство риск-моделей, принятых в индустрии недвижимости, перестали работать, а капитальные вложения без предсказуемых арендных платежей стали «игрой в русскую рулетку». Мы выделили 15 трендов для офисной, жилой, логистической, торговой и гостиничной недвижимости — пяти основных сегментов рынка. О каждом мы рассказываем в соответствующем разделе отчета, при этом все они укладываются в одну из трех глобальных тенденций, которые и определяют будущее рынка недвижимости.

Рынок недвижимости, как и многие другие рынки, очевидно, подвергся значительным изменениям в период пандемии. Помимо очевидных трендов – повышения мобильности и технологичности, недвижимость в той или иной степени сталкивается со многими видами трансформации: офисная уже становится все более гибкой, часть торговых помещений стали витринами для e-commerce, а часть сливается со складской недвижимостью, которая, в свою очередь, идет в города ближе к потребителю и эффективной логистике.
Саян Цыренов
Директор, M&A в сфере недвижимости, PwC

Тенденция 1. Гибкость и универсальность

Грани между назначением отдельных пространств быстро стираются. Необходимость остаться дома формирует в квартирах офисные зоны. Потребность заменить посадку доставкой делает кафе фабриками- кухнями. Переход продаж в онлайн превращает магазины в складозины с зонами для курьеров и пунктами самовывоза. Склады и промзоны в черте города становятся фулфилмент-центрами и “темными кухнями”.

Как это использовать?

  • Уходить от моноформатности и погони за масштабами.
  • Перестраивать работу объектов, делая их гибкими, мультимодальными и модульными.
  • Поставить эти критерии во главу угла, если вы консультируете по вопросам подбора недвижимости.

Тенденция 2. Технологичность и инфраструктура

Теперь все сегменты рынка недвижимости требуют всего — именно так. И жилая, и складская недвижимость нуждаются в надежном высокоскоростном проводном доступе в интернет с резервными каналами. Все сегменты требуют удобной транспортной доступности. Обязательными становятся такие элементы, как системы безопасности и раздельного доступа, видеонаблюдение.

Как это использовать?

Активнее включить в команды технических специалистов и инженеров. Исторически привычные критерии выбора объекта — вид из окна, парковка, транспортная доступность — дополняются новыми.

  • Сможем ли мы в будущем добавить на объект площадку для доставки дронами?
  • Каковы возможности эвакуации из этого небоскреба при пожаре?
  • Как устроена единая система кондиционирования и безопасна ли она? Если ли в здании системы распознавания лиц и голоса? Как хранятся записи системы видеонаблюдения и насколько они защищены?

Вот вопросы, которые зададут клиенты.

Тенденция 3. Атмосфера и well being

Из-за смешения ролей меняется не только назначение самих пространств — расширяется список требований к окружающей инфраструктуре. Все чаще возникают запросы на отель или детский сад при офисном центре. Работа из дома формирует потребность в фитнесе, ресторанах и развлечениях в пригородных зонах. Экология, близость медицинских учреждений и рекреационных зон обретают все большее значение.

Как это использовать?

Активнее включить в команды технических специалистов и инженеров. Исторически привычные критерии выбора объекта — вид из окна, парковка, транспортная доступность — дополняются новыми.

  • Включить в команды специалиста по human resource management и благополучию сотрудников.
  • Использовать тепловые карты инфраструктуры — наглядные материалы, показывающие покрытие проводными и беспроводными сетями, уровень загрязнения воздуха, обеспеченность службами доставки, близость общественного транспорта (и пересечение этих составляющих), опираться на них при общении с клиентами.
  • Взаимодействовать с местными сообществами, учитывать планы комплексного развития территорий.
2020 год стал уникальным периодом как для потребителей, так и для рынков коммерческой недвижимости. Пандемия изменила жизнь в городах, формат взаимодействий между людьми и подходы к ведению бизнеса. Каждый сектор столкнулся с трудностями, которые нужно было преодолеть. Для адаптации к новой реальности компаниям пришлось стать более гибкими в плане создания бизнес-партнерств, применения новых технологий и выработки стратегий, которые позволят продолжать работу в условиях ограничений. В нашем исследовании мы поговорили с экспертами из ключевых отраслей коммерческой недвижимости и выяснили, как они оценивают долгосрочные последствия пандемии и как видят дальнейшее развитие рынков в России.
Андрей Тонконогов
Партнер, Оценка и корпоративные финансы, PwC

Как проводилось исследование?

Анализ мегатрендов

Глобальные, стабильные, долгосрочные изменения, определяющие более широкие социальные, технологические и экономические рамки будущих изменений.

Анализ микротрендов

Определялись на основе академических и маркетинговых исследований отдельных ниш различных секторов недвижимости, практических кейсов и пилотных проектов лидеров индустрии и инноваций прорывных стартапов, нашедших отклик у инвестиционного и экспертного сообщества за время пандемии.

Экспертные интервью

Мы провели 14 полноформатных интервью с представителями различных секторов недвижимости с целью валидации выявленных и обнаружения новых трендов, не вошедших в поле зрения исследовательской группы по результатам кабинетного исследования.

Комплексная аналитическая и практическая экспертиза

Экспертиза специалистов PwC позволила собрать воедино целостную картину грядущих изменений рынка недвижимости.

Авторы

Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH
Глеб Борисов
Главный аналитик, MINDSMITH
Андрей Тонконогов
Партнер, Оценка и корпоративные финансы, PwC
Саян Цыренов
Директор, M&A в сфере недвижимости, PwC
Ольга Леонова
Старший консультант практики стратегического консультирования в секторе недвижимости, PwC

При поддержке

Об исследовании в медиа

20 ОКТЯБРЯ 2021

Как изменятся рынки жилой и офисной недвижимости в ближайшие 5–7 лет

"В пандемию многие риск-модели в сфере недвижимости перестали работать, а капитальные вложения стали напоминать игру в «русскую рулетку» из-за отсутствия предсказуемых арендных платежей. На рынке — революция. PwC и Mindsmith — о том, к чему она приведет."
РБК →
21 СЕНТЯБРЯ 2021

Будущее недвижимости в постковидном мире

"В результате большинство риск-моделей, принятых в индустрии недвижимости, перестали работать, а капитальные вложения без предсказуемых арендных платежей стали «игрой в русскую рулетку». Данное исследование, подготовленное PwC в России совместно c MINDSMITH, призвано выявить порожденные COVID-19 долгосрочные тенденции на рынке недвижимости и определить степень их влияния на подсегменты рынка."
Финам →