Будущее недвижимости в постковидном мире
Пандемия, вызванная COVID-19, стала уникальным событием, повлиявшим на каждого жителя планеты. В контексте бизнеса она создала ситуацию неопределенности Найта, подорвав уверенность в будущем спросе и популярности не просто отдельных торговых площадей, офисных зданий, квартир и других объектов недвижимости, но и целых типов и видов строений. Данное исследование призвано выявить порожденные COVID-19 долгосрочные тенденции на рынке недвижимости и определить степень их влияния на подсегменты рынка.

Ключевые выводы
15 трендов и 3 тенденции
В результате пандемии COVID-19 большинство риск-моделей, принятых в индустрии недвижимости, перестали работать, а капитальные вложения без предсказуемых арендных платежей стали «игрой в русскую рулетку». Мы выделили 15 трендов для офисной, жилой, логистической, торговой и гостиничной недвижимости — пяти основных сегментов рынка. О каждом мы рассказываем в соответствующем разделе отчета, при этом все они укладываются в одну из трех глобальных тенденций, которые и определяют будущее рынка недвижимости.
Тенденция 1. Гибкость и универсальность
Грани между назначением отдельных пространств быстро стираются. Необходимость остаться дома формирует в квартирах офисные зоны. Потребность заменить посадку доставкой делает кафе фабриками- кухнями. Переход продаж в онлайн превращает магазины в складозины с зонами для курьеров и пунктами самовывоза. Склады и промзоны в черте города становятся фулфилмент-центрами и “темными кухнями”.
Как это использовать?
- Уходить от моноформатности и погони за масштабами.
- Перестраивать работу объектов, делая их гибкими, мультимодальными и модульными.
- Поставить эти критерии во главу угла, если вы консультируете по вопросам подбора недвижимости.
Тенденция 2. Технологичность и инфраструктура
Теперь все сегменты рынка недвижимости требуют всего — именно так. И жилая, и складская недвижимость нуждаются в надежном высокоскоростном проводном доступе в интернет с резервными каналами. Все сегменты требуют удобной транспортной доступности. Обязательными становятся такие элементы, как системы безопасности и раздельного доступа, видеонаблюдение.
Как это использовать?
Активнее включить в команды технических специалистов и инженеров. Исторически привычные критерии выбора объекта — вид из окна, парковка, транспортная доступность — дополняются новыми.
- Сможем ли мы в будущем добавить на объект площадку для доставки дронами?
- Каковы возможности эвакуации из этого небоскреба при пожаре?
- Как устроена единая система кондиционирования и безопасна ли она? Если ли в здании системы распознавания лиц и голоса? Как хранятся записи системы видеонаблюдения и насколько они защищены?
Вот вопросы, которые зададут клиенты.
Тенденция 3. Атмосфера и well being
Из-за смешения ролей меняется не только назначение самих пространств — расширяется список требований к окружающей инфраструктуре. Все чаще возникают запросы на отель или детский сад при офисном центре. Работа из дома формирует потребность в фитнесе, ресторанах и развлечениях в пригородных зонах. Экология, близость медицинских учреждений и рекреационных зон обретают все большее значение.
Как это использовать?
Активнее включить в команды технических специалистов и инженеров. Исторически привычные критерии выбора объекта — вид из окна, парковка, транспортная доступность — дополняются новыми.
- Включить в команды специалиста по human resource management и благополучию сотрудников.
- Использовать тепловые карты инфраструктуры — наглядные материалы, показывающие покрытие проводными и беспроводными сетями, уровень загрязнения воздуха, обеспеченность службами доставки, близость общественного транспорта (и пересечение этих составляющих), опираться на них при общении с клиентами.
- Взаимодействовать с местными сообществами, учитывать планы комплексного развития территорий.
Как проводилось исследование?
Анализ мегатрендов
Глобальные, стабильные, долгосрочные изменения, определяющие более широкие социальные, технологические и экономические рамки будущих изменений.
Анализ микротрендов
Определялись на основе академических и маркетинговых исследований отдельных ниш различных секторов недвижимости, практических кейсов и пилотных проектов лидеров индустрии и инноваций прорывных стартапов, нашедших отклик у инвестиционного и экспертного сообщества за время пандемии.
Экспертные интервью
Мы провели 14 полноформатных интервью с представителями различных секторов недвижимости с целью валидации выявленных и обнаружения новых трендов, не вошедших в поле зрения исследовательской группы по результатам кабинетного исследования.
Комплексная аналитическая и практическая экспертиза
Экспертиза специалистов PwC позволила собрать воедино целостную картину грядущих изменений рынка недвижимости.