Трансформация HR: жизненный цикл сотрудника 2030

Это исчерпывающая и фундаментальная работа о том, как будет меняться отечественный HR и какие технологии будут актуальны в ближайшем будущем. Мы постарались сделать исследование как можно более прикладным, чтобы оно стало полноценной «настольной книгой» HR-специалистов – все выводы структурированы в понятные логичные схемы, для всех технологий описаны причины их появления и для каждой из них прилагается гайд по ее оценке и непосредственному внедрению.

Трансформация HR: жизненный цикл сотрудника 2030
Будущее, где человек и технологии тесно переплетены и создают уникальные возможности для социального взаимодействия, эффективной командной работы, практик управления персоналом, развития корпоративной культуры. Уже сейчас накопленные изменения формируют контекст, в котором мы будем жить и работать завтра. А важную роль в этом мире будут играть те, кто здесь и сейчас способен не только замечать мельчайшие отклонения, изменения и аномалии, но и управлять ими, формируя картину нашей новой реальности.
Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH

Ключевые выводы

18 ключевых технологических изменений в HR

В рамках исследования были выявлены основные технологические инновации, которые эксперты и исследователи считают важными для меняющейся под влиянием мегатрендов индустрии.

На основании экспертной оценки и проведенного анализа мы построили классификацию этих технологических решений и визуализировали ее в виде матрицы. Она отражает взаимное соотношение IT-инноваций в области HR в двух плоскостях.

Горизонтальная ось дает представление о масштабе применения технологии в контексте целевых групп. Системные решения влияют на работу больших структур персонала, совокупности процессов и HR-вертикалей, интегрируясь в различные стадии жизненного цикла сотрудника. Локальные технологические изменения воздействуют на специфику отдельных рабочих процессов и направлены на улучшение персонального опыта узкой группы сотрудников в рамках их ежедневных задач.

Вертикальная ось иллюстрирует глубину проник новения технологических изменений и их характер. Фундаментальные IT-изменения затрагивают основополагающие функции и бизнес-процессы компании, создавая принципиально новые возможности и обеспечивая цифровую трансформацию компании. Инструментальные технологии в первую очередь направлены на оптимизацию и упрощение существующих процессов, сокращая издержки и повышая эффективность рутинных операций.

Ключевые технологические изменения в HR
Ключевые технологические изменения в HR

Таким образом, мы выделили четыре группы технологий:

  1. Узкопрофильные – специализированные и ограниченные в функциях решения, предназначенные для конкретных задач с узкой специализацией.

  2. Операционные – практики и технологии, значительным образом перестраивающие подход к реализации определенных функций и процессов в рамках стадии жизненного цикла.

  3. Инновационные – системы и сервисы, трансформирующие комплексные процессы компании и оказывающие наибольшее влияние на жизненный цикл сотрудника в целом.

  4. Оптимизационные – методы и инструменты, используемые для улучшения эффективности и производительности сложных процессов, задач или систем.

Изменения на всех этапах жизненного цикла сотрудника

Жизненный цикл представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных стадий, через которые проходит сотрудник в рамках своего карьерного пути. Он охватывает все виды и формы взаимодействия сотрудника с компанией на всех стадиях, от привлечения до ухода из компании.

Для того чтобы лучше проследить влияние глобальных трендов на жизненный цикл, мы провели анализ опыта работника на уровне отдельных процессов, лежащих в основе стадий жизненного цикла. Это помогло определить конкретные технологические изменения на разных уровнях, чтобы понять причины трансформации жизненного цикла в целом. Ответом компаний на перемены становятся различные технологические изменения, выраженные во внедряемых ими сервисах, технологиях и инновациях.

Изменения на всех этапах жизненного цикла сотрудника
Изменения на всех этапах жизненного цикла сотрудника

22 ключевых драйвера технологических изменений

На основе кабинетного исследования мы проанализировали основные тренды в области HR в России и в мире. Для систематизации информации по трендам они были сгруппированы на основании общности их структуры и специфики, характера влияния на HR-процессы, области применения и задействованных технологий. Следующим шагом стало агрегирование более крупных групп трендов и анализ их взаимной иерархии. Были определены основные кластеры трендов и их взаимосвязи.

HR-кластеры технологических изменений
HR-кластеры технологических изменений

1. Главные тенденции в области управления человеческими ресурсами в России связаны с изменением баланса сил на рынке труда

Сотрудники становятся более мобильными и пересматривают свои карьерные ожидания и запросы. Фриланс и удаленная работа приобретают большое значение, предоставляя сотрудникам гибкость в выборе работы. Компании сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров и соперничают за талантливых сотрудников, ужесточая конкуренцию и разрабатывая новые стратегии привлечения и удержания. Эти изменения требуют от HR адаптивности и поиска новых подходов к управлению персоналом, чтобы оставаться конкурентоспособным.

2. Основной темой для обсуждения все еще является конфликт автоматизации и человекоцентричности

Внимание HR-команд сконцентрировано одно временно на внедрении технологий и заботе о сотрудниках. С одной стороны, компании стремятся освободить сотрудников от рутинных задач и оптимизировать бизнес-процессы через цифровые инновации. С другой стороны, ценностью становятся личная свобода, независимость и обеспечение человека на рабочем месте. Эти ценности иногда противоречат друг другу, поскольку развитие технологий ведет к замещению человеческого труда, а фокус на человекоцентричности замедляет внедрение технологических решений и инноваций в организации. Решение этого конфликта требует баланса и поиска компромисса между автоматизацией и удовлетворением потребностей сотрудников.

3. Первыми, кому придется переосмыслить свое место в новом цифровом бизнесе, станут сами HR-специалисты

HR-специалисты особенно подвержены влиянию со временных изменений из-за того, что находятся в уникальном положении. Они одновременно предъявляют запрос на новые цифровые решения, формируют стратегию компании по развитию персонала, внедряют новые инструменты и оказываются конечными пользователями реализованных инициатив. Они сильнее всего ощущают влияние процессов диджитализации в данной сфере. Для них открываются два пути: вооружиться новыми технологиями, развивая новые компетенции и переосмысливая свою роль, или рисковать быть замещенными автоматизированными системами, что подчеркивает необходимость адаптации и инноваций в этой профессиональной области.

4. Главной ценностью HR становится способность предвосхищать изменения на уровне отдельных сотрудников и штата в целом

Одной из ключевых задач HR-специалистов является обеспечение готовности к переменам. Это достигается путем развития предсказательных систем, автоматизации базовых функций и проведения глубокой аналитики, а также интеграции информационных систем. Эти меры направлены на расширение горизонта планирования, понимание перспектив развития каждого сотрудника и анализ паттернов его поведения в различных ситуациях.

5. Диджитализация трансформирует HR из кадровой функции в полноценную стратегическую вертикаль

HR более не ограничивается наймом, обучением и адаптацией сотрудников. Она трансформировалась во внутренний организационный блок, играющий ключевую роль в стратегическом развитии компании. Сегодня HR представляет собой унифицированный комплекс функций и процессов с непрерывным информационным потоком, который объединяет и замыкает профессиональный путь каждого сотрудника внутри организации. А в будущем HR предстоит нанимать, обучать и развивать не только людей, но и алгоритмы.
Трансформация самого HR неразрывно связана с использованием новых технологий, которые мы показали как со стороны новых возможностей для бизнеса, так и со стороны потенциальных барьеров. Мы уверены, что наша работа поможет вам оставаться в авангарде трендов и даже самим их задавать – внедрять передовые практики, привлекать лучшие таланты, больше внимания уделять гибкости рабочей среды и инновационным методам развития персонала. Ведь HR будущего – это инициатор и катализатор изменений, который формирует фундамент, культуру организации и является ключевым звеном для благополучия и устойчивого развития.
Никита Кузнецов
Руководитель направления аналитики и исследований, Knomary

Как проводилось исследование?

Кабинетное исследование

В рамках первого этапа было проведено кабинетное исследование, цель которого заключалась в формировании образа профессионального пути сотрудника в формате жизненного цикла, а также в создании определения трендов, наиболее актуальных для современной HR-инфраструктуры. Теоретическая основа исследования опирается на материалы более чем 400 источников, посвященных технологиям, решениям и практикам, встречающимся в HR-процессах. После первичной систематизации было выделено 23 наиболее релевантных тренда. Группировка и агрегация технологий и практик проводилась на основе внутренней оценки участниками исследовательской группы и валидировалась на этапе экспертных интервью с представителями HR-индустрии.

Экспертные интервью

Второй этап представляет собой серию экспертных интервью с 23 экспертами. Цель этапа – подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, соотнести 23 выявленных мегатренда с российскими реалиями и изучить проблематику на конкретных актуальных кейсах. Для участия были отобраны руководители в различных областях HR (найм, поиск, развитие, оценка, обучение). Пул респондентов представляет компании из таких индустрий как банкинг, телеком, IT, промышленность, консалтинг, ретейл. Эксперты задействованы в процессах, охватывающих основные стадии пребывания работника в компании с момента найма до сепарации. Подбор специалистов позволил узнать точку зрения разработчиков HR-решений, их пользователей, а также внешних контрагентов (консалтинг, аутсорсинг, регулирование).

Структура жизненного цикла

В качестве основы для работы было взято классическое понятие жизненного цикла сотрудника, состоящее из шести стадий. Для каждой стадии и бизнес-процессов, входящих в них, были сопоставлены технологии, наиболее сильно влияющие на участвующих субъектов. Специфика отдельных процессов и стадий подкреплялась экспертной оценкой, теоретическими концептами, статистикой и примерами из практики.

Темы экспертных интервью

В рамках интервью раскрывались следующие вопросы: новые вызовы: какие риски и проблемы появляются с внедрением инноваций в HR, как компания их прогнозирует, оценивает и нивелирует, каковы ожидаемые изменения в области HR; готовность к изменениям: наличие ресурсов, понимания и возможностей для следования трендам, способность адаптироваться к изменениям, анализ причин и стимулов к изменениям; человек в мире технологий: особые группы интереса для HR, изменение отношения человека к технологиям, потенциальное замещение человека искусственным интеллектом, переосмысление роли HR в цифровой среде

Анализ кейсов компаний

В рамках исследования были проанализированы кейсы более чем 60 компаний. Для максимальной репрезентативности были рассмотрены компании разного размера, индустрии, стиля управления, формы владения и государственной принадлежности.

Анализ результатов

Полученные ответы сопоставлялись с результатами кабинетного исследования, а также между собой. Формулировались основные конфликты и противоречия во мнениях. В результате были дополнительно обнаружены и исследованы некоторые тренды и технологические изменения, оказывающие большое влияние на жизненный цикл сотрудника.

Авторы

Футуролог, управляющий партнер, MINDSMITH
Иван Климов
к.с.н., Эксперт MINDSMITH, доцент Факультета социальных наук, старший научный сотрудник Лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ
Никита Кузнецов
Руководитель направления аналитики и исследований, Knomary
Илья Голубенко
Старший аналитик, MINDSMITH
Дарья Ошуркевич
Старший аналитик, Knomary
Егор Петрочук
Старший аналитик, «Группа Астра»
Никита Шуров
Младший аналитик, MINDSMITH

Эксперты

Александр Лисаневич
Руководитель группы систем дистанционного обучения, Спортмастер
Анастасия Инкина
Руководитель центра оценки и обучения персонала, ГК «АЛИДИ»
Анастасия Самарина
Менеджер по оптимизации кадровых процессов, KEPT
Богдан Колесников
Бывший сотрудник отдела обучения и развития, Райффайзен Банк
Евгений Борисов
Директор по развитию, ФРИИ
Елена Бояршинова
Супервайзер по развитию и обучению персонала, KEPT
Елена Демьянишникова
Партнер, Kontakt InterSearch
Елена Морозова
Генеральный директор, ATSearch Group
Ирина Баранова
Управляющий партнер, B.lab executive search
Ирина Инкина
Главный эксперт департамента по управлению персоналом и организационному развитию, РусГидро
Ирина Мунирова
Начальник отдела обучения, оценки и развития персонала, Спортмастер
Ирина Самохвалова
Директор по управлению персоналом, Ростелеком Солар
Ирина Федькина
Начальник управления по развитию персонала, Горно-металлургический холдинг
Мария Лисафина
HR-партнер, Совкомбанк
Наталья Володина
Автор Telegram-канала «Про HR и не только»
Наталья Толстая
Основатель и партнер, Амплуа
Ольга Влащенко
Начальник отдела профессионального обучения, ПСБ
Семен Рожков
Независимый эксперт по развитию цифровых компетенций
Сергей Антропов
Начальник управления по автоматизации исследования и развития персонала, АИМ Менеджмент (СУЭК, «ЕвроХим»)
Татьяна Меньшова
Проректор по стратегическому развитию образовательных программ, Академия ПСБ
Юлия Буянова
Руководитель отдела обучения, Open Group

При поддержке

Об исследовании в медиа

1 ФЕВРАЛЯ 2024

Knomary и MINDSMITH представили результаты исследования трендов HR-отрасли и практические советы по внедрению ИИ и других инноваций

"Компании Knomary и MINDSMITH представили отчет «Трансформация HR: жизненный цикл сотрудника 2030», где исследовали влияние ИИ, больших данных и смешанной реальности на HR-отрасль. Исследование показывает, как HR-функция превращается в стратегическую вертикаль, а рынок труда становится «рынком работника», требуя от компаний переосмысления подходов к найму и управлению персоналом, включая не только людей, но и алгоритмы с роботами."
Открытые системы →