Забота о семье сотрудников в системе C&B
В отчете представлены перспективы развития семейных программ в системе компенсаций и льгот для сотрудников компаний. Дизайн исследования включает опрос >1200 россиян и интервью с 12 экспертами крупных российских компаний — из банковского сектора, IT, телекоммуникаций, разных сегментов промышленного производства.

Ключевые выводы
1. C&B в условиях давления кризисных факторов
С точки зрения большинства экспертов, принявших участие в исследовании, российские компании ведут свою деятельность в условиях сильного кризисного давления, негативных трендов и постоянно меняющихся условий – как локальных, так и глобальных.
Для HR-направления особенно важными оказываются три задачи:
- рекрутмент и кадровое обеспечение деловой и производственной активности компании, формирование широкой воронки кандидатов «на входе»;
- работа с мотивацией и вовлеченностью сотрудников, снижение текучести и в целом – усиление привлекательности бренда работодателя
- смягчение негативных последствий напряженной ситуации для сотрудников: поддержка финансового благополучия, борьба со стрессом и выгоранием, оперативное решение актуальных проблем и запросов, поддержка в сложной жизненной ситуации.
Значительная часть этих задач ложится на систему C&B. Один из главных вызовов для нее – максимально эффективно реализовать выделяемый бюджет, обеспечить необходимое качество реализации льгот и само наличие таких возможностей, а также управлять мониторингом обратной связи и удовлетворенностью сотрудников предоставленным соцпакетом.
2. Семейное направление – это обязательный элемент в системе C&B у крупных российских компаний
Все эксперты, принявшие участие в исследовании, описывали свои подходы и решения, которые они развивают согласно обозначенным целям и приоритетам.
Судя по ответам экспертов, главный нерв направления – балансировать между текущей удовлетворенностью сотрудников возможностями социального пакета, с одной стороны, и стратегическими интересами компании, целями, поставленными перед HR-направлением в целом, – с другой.
Один из подходов – формировать специализированные направления, сфокусированные на актуальных для сотрудников и компании задачах. Направления могут существовать «внутри» HR-блока и системы C&B, а могут становиться самостоятельными, управляться отдельной дирекцией и иметь отдельное финансирование. Например, строительство социальной инфраструктуры, спорт, система образования и переподготовки и др.
3. Возможностями социального пакета могут пользоваться небольшое число работающих россиян
По данным нашего опроса (работающие россияне, имеющие детей), только треть опрошенных имеют соцпакет на текущем месте работы (35 %). Эта цифра подтверждается другими исследованиями (СберМаркет и Research Me, 2022 г.), однако требует дополнительной проверки более строгими методами. Похоже, что развивать семейные программы в соцпакете могут позволить себе те компании, которые сильнее зависят от состояния рынка труда и задумываются о собственной кадровой защищенности.4. Судя по данным опроса, «детский фокус» в социальном пакете выражен слабо: наличие льгот на детей упоминали 5 % опрошенных
Чаще всего упоминались другие два предложения – ДМС (26 %) и наличие дополнительных дней отдыха (28 %). Примерно те же данные дает исследование журнала «Льготы и Бенефиты» 2022 г. Судя по всему, в российском бизнесе пока еще не существует распространенного «стандарта» работы с детьми сотрудников, а потенциал детских и семейных льгот еще не раскрыт.
В качестве детских льгот крупные компании предлагают спортивные и праздничные мероприятия, подарки на Новый год и к Первому сентября, летний и зимний отдых, поддержка занятий в детских клубах и кружках, услуги детского сада, программы профориентации.Также встречаются предложения по ДМС и медосмотрам, поддержка домашнего ухода, помощь детям с ОВЗ.
5. Ответы экспертов показывают: крупные российские компании стремятся к лидерству в теме поддержки детей и детства
Они нацелены не только получать комплексный позитивный эффект в виде лояльности сотрудников, но и устанавливать «лучшие практики» для всего рынка.
Описанные стратегии и подходы имеют составной характер. Базовый уровень – это поддержка благополучия семьи, укрепление связи между родителями, детьми и компанией. Используемые инструменты – это материальная поддержка по значимым семейным поводам, организация праздников, совместных мероприятий, подарки, помощь в профориентации.
Одна из важных характеристик продвинутого уровня – стратегии в сфере образования. Ответы большинства опрошенных экспертов позволяют утверждать: компании выстраивают партнерства со школами, СПУ, вузами, развивают профильное образование, целевое обучение и в целом – систему финансового обеспечения образовательных и профессиональных треков. Эту задачу эксперты относят к базовым HR-процессам: обеспечению кадровой защищенности, вкладу в стратегическую обеспеченность компании работниками с нужной квалификацией и необходимой профессиональной подготовкой.
В перспективе это становится отличительным атрибутом бренда работодателя и в целом помогает компании усилить свои позиции среди соискателей. Наличие таких программ говорит о комплексном и глубоком понимании сути работы с семейной аудиторией.
Как проводилось исследование?
Интервью с 14 экспертами из 12 компаний
В серии экспертных интервью приняли участие 14 человек из 12 компаний. Интервью проходилипо стандартизованному гайду, состоявшему из пяти тематических блоков: тренды C&B и целеполагание в компании; структура C&B в компании, механика выбора и обратная связь от сотрудников; семейные и детские программы; тестирование гипотезы о востребованности детского EdTech; принципы работы с поставщиками. Все интервью проведены в июне-июле 2024 года.
Опрос 1227 родителей
Опрос проводился в формате онлайн-анкетирования в июне-июле 2024 года. После проверки и чистки данных в итоговый массив вошла 851 анкета. В него были отобраны те респонденты, кто удовлетворял двум условиям: а) работают в настоящее время (даже если на момент опроса находились в декретном отпуске); б) это родители, у которых есть ребенок/ дети дошкольного или школьного возраста. Тип выборки – конформная, случайная. Основа выборки – база пользователей EdTech-решений, в которой были представлены все регионы страны.