Всем известно, что наиболее активными пользователями Интернета являются дети и подростки. Поэтому именно они и становятся наиболее уязвимыми к различным киберугрозам, которыми изобилует Всемирная паутина. Наверное, нет таких родителей, которых не беспокоят вопросы безопасности несовершеннолетних, с головой окунающихся в компьютерный информационный океан.
Проблемы, связанные с кибербезопасностью несовершеннолетних, волнуют не только родителей. В числе тех, кто одними из первых пытается осознать, оценить угрозы и выработать меры противодействия вредоносным факторам, стала компания «Ростелеком». Компания провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала риски, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в Интернете, изучила технологические меры по противодействию киберрискам, определила риски, с которыми дети и подростки могут столкнуться в будущем, а также предложила свои рекомендации в этой сфере.
По результатам исследования компания «Ростелеком» организовала ряд вебинаров, и первый из них — «Киберриски в детской среде. Риски настоящего» — провел футуролог, основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов. В онлайн-встрече приняли участие более ста человек, представлявших как региональные отделения компании, так и средства массовой информации.
Мы привычно говорим, что нынешнее поколение рождается с гаджетами и с пеленок ориентируется в Сети, но вряд ли при этом осознаем конкретные масштабы явления. Первая же цифра из результатов исследования, которую привел Руслан Юсуфов, поражает воображение. Более двух третей — точнее, свыше 68 процентов детей от трех до шести лет активно пользуются Интернетом. Еще раз акцентирую — дети от трех до шести лет!
Около 80 процентов детей в диапазоне от 3 до 14 лет пользуются Интернетом хотя бы раз в день. При этом примерно половина детей и подростков публично раскрывают свой возраст и выкладывают личные фотографии в соцсетях.
Уже сама эта статистика показывает, насколько лакомой средой детская аудитория может служить не только для отъявленных злодеев и прямых преступников. Определенные технологии маркетинга или сбора персональных данных, алгоритмы удержания внимания также могут принести определенный вред.
Обо всем этом подробно рассказал Руслан Юсуфов. Во-первых, по результатам исследования киберриски — всего их выявлено 23 — классифицированы и разбиты на восемь кластеров. В ходе вебинара Руслан Юсуфов представил каждый из рисков кратким описанием и примером.
Скажем, кластер криминализации и втягивания в криминальные практики содержит риски в виде формирования групп и сообществ, пропагандирующих деструктивные действия, безнравственные установки, проявления агрессии и жестокости. Пример- неформальная группировка «Белята», которая занималась мелким воровством и вымогательством. Старшие подростки активно вовлекали младших. Группировка активно пропагандировала себя в соцсетях, скажем, «ВКонтакте» у нее было свыше 1700 подписчиков. Там постоянно выкладывались видео с избиениями подростков.
К этому же кластеру отнесена продажа запрещенных товаров и услуг. В первую очередь речь идет о наркоторговле. Причем несовершеннолетние могут являться как потребителями, так и распространителями зелья.