Соловьев, В. П., Перескокова, Т. А. Принципы менеджмента качества в системе профессионального образования России, 2021.
Рассматриваются проблемы повышения уровня подготовки выпускников вузов и колледжей при использовании в системе профессионального образования современных подходов, базирующихся на принципах менеджмента качества. Правительство РФ для развития созидательной экономики делает ставку на научно-образовательные центры, в том числе региональные на базе организаций профессионального образования. Уровень подготовки специалистов в региональных вузах и филиалах столичных вузов в регионах, по мнению многих экспертов, не соответствует инновационным требованиям. Необходимо создать современную материальную базу в региональных вузах и колледжах, нужна достойная оплата труда преподавателей. В образовательных организациях должна быть принята идеология качества, следовать которой должны все работники не на словах, а на деле. Веками используемый учебный процесс, основанный на передаче знаний от педагога к учащемуся, исчерпал себя. Базовым принципом менеджмента качества является процессный подход. Основа высокого уровня подготовки обучаемых – это организация и осуществление учебного и воспитательного процессов в образовательных организациях. Главные действующие лица этих процессов – преподаватели и студенты. Результативность образовательного процесса будет повышаться, если использовать такие подходы, как ориентация на потребителя, лидерство, взаимодействие работников. Предложено проводить анализ междисциплинарных связей содержания учебных дисциплин, изложенных в рабочих программах. Показана целесообразность использования системы обучения в классах ведущих преподавателей. Обращено внимание на изменение идеологии контроля знаний и умений студентов с карательной на диагностическую. Рекомендовано регулярно проводить опросы студентов и преподавателей для выявления областей улучшения образовательного процесса. Результаты опросов должны стать основой для принятия решений. Использование принципов менеджмента качества не требует больших материальных затрат.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСИС», РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ